.Опыт зарубежных государств в системе

Данные за 1992 год о численности лиц, занятых в сфере государственной службы, подтверждают вышесказанное относительно распределения административных полномочий:

Федерация - 629.000 Земли - 127.000 Общины - 588.000

Одним из важнейших европейских документов является европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года. Хартия обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей, на основе : которой и базируется местное (коммунальное) самоуправление в Германии. Коммунальные органы ближе всего расположены к гражданам и представляют им возможность участвовать в принятии решений, затрагивающих повседневную жизнь.

Округам и общинам, которые являются наименьшей территориальной единицей, согласно Европейской хартии местного самоуправления, предоставлено право на управление в рамках Конституции Германии и действующих законов всеми делами соответствующей территории под свою ответственность.

Особая роль местного управления в структуре государства вытекает из следующих правовых принципов:

- кадровая суверенность, как право найма персонала, их повышение по службе и увольнение;

- финансовая суверенность как право на самостоятельное составление и ведение бюджета;

- организационная суверенность как право на организацию управления по собственному усмотрению;

- правовая суверенность как право на издание коммунальных уставов;

- налоговая суверенность как право взимать коммунальные сборы и налоги.

Эти незыблемые принципы являются основой муниципального менеджмента, обеспечивающие общине реализацию заданных или самостоятельно сформированных целей.

В ФРГ при реализации государственных задач по социально-экономическому развитию стремятся идти снизу вверх, предоставляя органам местной власти собственную сферу предпринимательской деятельности с адекватной свободой принятии решений. Коммуна выполняет две группы функций: общественные (образование,культура, социальная защита) и собственно управленческие, вытекающие из задач - местного самоуправления, в том числе предпринимательские.

Первая из них определена заданной целью (т.е.государством) и предполагает жесткий контроль сверху. Но контроль особый, который мало соответствует нашему представлению об этой управленческой функции. Он определяет не меру наказания, а способствует принятию верного решения на уровне общины. Но если все-таки контрольный орган вмешивается в дела, то община вправе обжаловать решение контрольного органа в суде, где ее право на самостоятельность может быть восстановлено.

Вторая группа функций общины определяется самостоятельно заданными целями и вытекает из самой природы общины как предпринимателя. Т.е. именно той функции, которая в последнее время особенно нуждается в реализации на уровне наших исполкомов.

В Германии контроль федерации за осуществлением предпринимательской функции менее жесткий: соблюдение законов, но невмешательство в оценку целесообразности местных проектов, решения о перепродаже земли и т.д.

Государство не вмешивается в бизнес. Оно стремится как можно скорее избавиться от чрезмерно большой доли государственной собственности. Это убедительно подтверждает пример новых земель бывшей ГДР, в отношении которых проводится особая центральная и местная политика. Она требует от местного управления усиления предпринимательской функции, особой изобретательности и инициативы.Поэтому и более высокая эффективность управленческого воздействия на этих землях в сравнении с трудностями переходного периода в нашей республике, просматривается не только в больших объемах финансовых инвестиций, но в первую очередь в использовании отработанного правового порядка и предприимчивости.

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы