Оперативное руководство и контроль за деятельностью администраций районов, отделов и управлений горисполкома, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности по вопросам входящим в компетенцию горисполкома осуществляется председателем, заме- стителями председателя и управляющим делами в соответствии с распределением обязанностей.
Согласно Закону "О местном управлении и самоуправлении" органам власти дается право самостоятельного определения структуры аппарата. Она и определяет взаимосвязь между задачами (функциями), компетенциями (полномочиями) и их координацией (регулированием).
Организационная структура аппарата горисполкома в последнее время подвержена изменениям. Это определяется сложностью задач социально-экономического регулирования в условиях переходных процессов и трудностями осуществления в этих условиях своей собственной предпринимательской функции с целью пополнения бюджета.
Остановимся на анализе управления аппаратом исполкома как самостоятельного ведомства, ибо от слаженности и оргсистемы его также зависит эффективность решения региональных проблем. Процесс организации управленческого труда здесь достаточно сложный.
Обуславливается это несколькими обстоятельствами: масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, сложностью связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Между управлениями и отделами исполкома как элементами системы, необходимы устойчивые информационные связи. Этот принцип реализован недостаточно, фактически ограничивается обменом узаконенных решений между отделами и устным обменом информацией на аппаратных совещаниях. Без компьютеризации работы каждого подразделения трудно добиться большего.
На сегодняшний день организация горисполкома состоит из системы подчинения по вертикали, дополненной функциями в виде специализированных отделов (Приложение 3).
Как видим из схемы, организационная структура насчитывает 4 ступени:
- председатель горисполкома;
- заместители председателя, управделами исполкома;
- заведующие отделами, начальники управлений;
- специалисты узких функций (специалисты отделов).
Смысл существования каждого отдела, управленческой должности способствует достижению целей более крупного огана управления,т.е. исполкома в целом.
Распределение функций между руководителями высшего звена и отделами четко регламентировано и строго распределено по задачам.
Председатель городского исполнительного комитета руководит деятельностью городского исполнительного комитета, координирует деятельность местных администраций, отделов, управлений и других подразделений исполнительного комитета, ведет вопросы кадров, бюджета, Финансов и налогов.
В непосредственном подчинении председателя горисполкома находятся управление делами, управление внутренних дел, отдел организационно-кадровой работы, финансовый отдел.
Решает вопросы:
- Национального банка, Беларусбанка Республики Беларусь, коммерческих банков;
- государственной налоговой инспекции по городу Бобруйску;