Каким образом проводимая дивидендная политика влияет на стоимость различных источников финансирования деятельности предприятия?

Источник выплаты дивидендов - чистая прибыль

общества за истекший год, по привилегированным акциям дивиденды могут вып­лачиваться за счет специально созданных для этого фондов (после­дние используются для выплаты дивидендов в случае недостаточнос­ти прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически ком­мерческая организация может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли те­кущего периода. Поскольку законом не предусматривается использо­вание нераспределенной прибыли прошлых лет для выплаты диви­дендов, существенно повышается ответственность совета директоров и акционеров в отношении направлений распределения чистой при­были отчетного года, т.е. нельзя год спустя передумать и часть ранее реинвестированной прибыли пустить на выплату дивидендов. Это ограничение в определенной степени нарушает права собственников в отношении возможности использования собственных средств.

Следует обратить внимание на некоторые терминологи­ческие особенности. В бухгалтерском учете и в ряде нормативных документов явно или косвенно различают понятия «резервный капи­тал» и «резервный фонд». Резервный капитал создается в акционер­ных обществах открытого типа в обязательном порядке, причем направления его использования регламентированы законом; в частно­сти, он не предназначен для выплаты дивидендов. Тем не менее, общество может создавать специальные фонды (в том числе и с на­званием «резервные») за счет чистой прибыли, которые уже и могут быть использованы для выплаты дивидендов по привилегирован­ным акциям.

Величина чистой прибыли любой компании подвержена колеба­ниям, не исключена также ситуация, когда она может отработать с убытком. Принятие решения о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Во-первых, в условиях рынка всегда име­ются возможности для расширения производственных мощностей или участия в новых инвестиционных проектах. Во-вторых, нестабиль­ность выплаты дивидендов или резкое изменение их величины чрева­ты снижением курсовой стоимости акций.

Дополнительным аргументом в пользу стабильности дивидендной политики является феномен так называемого «эффекта клиентуры». Под «клиентурой» понимается совокупность инвес­торов, по той или иной причине заинтересованных именно в данной компании. У каждой компании складывается своя «клиентура», т.е. инвесторы, которых вполне устраивает предлагаемая компанией по­литика в области доходов и дивидендов. Поскольку рациональные акционеры в большей степени предпочитают стабильность и опреде­ленную предсказуемость дивидендной политики, чем получение ка­ких-то экстраординарных доходов, любые ее изменения должны вводиться крайне осторожно.

Не случайно многие компании на Западе предпочитают выплачи­вать дивиденды даже в относительно неблагоприятные в финансовом отношении периоды. Наиболее часто встречающейся практикой явля­ется распределение среди акционеров части прибыли текущего года. Имея в виду сигнальный эффект, имеющий место при выплате (невыплате) дивидендов, компании предпочитают стабильность в отношениях с акци­онерами. Кроме того, выплата дивидендов даже при наличии убытков за отчетный период имеет положительный сигнальный эффект в том смысле, что этой акцией руководство компании указывает на времен­ный характер трудностей, с которыми столкнулась компания и на пра­вильность ее стратегического курса.

Также при формировании дивидендной политики следует обратить внимание на то, какие возможности имеет компания при формировании финансовых ресурсов из альтернативных источников ( помимо чистой прибыли компании ). Основными факторами являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

Перейти на страницу: 1 2

Разделы