Инвестиционная политика

'Необходимым условием возобновления экономического роста в Рос­сии является наращивание объема инвестиций. Между тем в период с начала реформ и по настоящее время идет неуклонный процесс сниже­ния объема капитальных вложений. В 1995 г. объем инвестиций составил

410

31% к уровню 1990 г. В 1996 г. инвестиции в основной капитал составили 370 трлн руб., или 16,4% к ВВП, сократились по сравнению с 1995 г. на 18%.

В 1997 г. сохранилась тенденция к снижению инвестиционной актив­ности. Общий объем инвестиций в основной капитал в действовавших ценах составил за 1997 г. 408,8 трлн руб., или в сопоставимых ценах 95% к уровню 1996 г. (за 1996 г. - 81,9%). Таким образом, темп спада об­щих объемов инвестиций уменьшился более чем в три раза.1

Расчеты показывают, что для развертывания структурной перестрой­ки и доведения темпов экономического роста до намеченных показателей за 4 года действия программы общий объем инвестиций в реальный сек­тор экономики должен быть увеличен до 500 трлн руб. в год ((в ценах 1996 г.), или примерно в 1,4 раза по сравнению с 1996 г. Прирост объема капитальных вложений, таким образом, должен составить 150-170 трлн руб. (30-35 млрд долл).

'Важной макроэкономической проблемой является установление оп­тимальной доли валового накопления в ВВП. Дело в том, что структура используемого валового внутреннего продукта включает: расходы на ко­нечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребле­ние органов государственного управления, валовое накопление, чистый экспорт товаров и услуг. Казалось бы, для ускорения экономического рос­та необходимо увеличение накопления. Но увеличение фонда накопле­ния сверх определенного уровня неизбежно ведет к задержке решения социальных проблем, в конечном счете к замедлению развития произ­водства. До определенного предела повышение накопления ведет к ус­корению развития экономики, после чего наступает его обратное влияние на развитие производства: эффективность снижается, что является следствием закона убывающей доходности - на определенном этапе ка­ждая дополнительная порция капиталовложений должна приносить меньший эффект, чем предыдущая. В такой интерпретации закон убы­вающей доходности справедлив только для данного времени и фиксиро­ванного инновационного потенциала.

России в настоящее время такая экономическая закономерность не грозит^. Поэтому поставлена задача добиться повышения доли валового накопления в ВВП с 24% в настоящее время до 27-29% к концу 2000 г. при сохранении тенденции к увеличению доли расходов на конечное по­требление.

Выделяются две основные группы источников осуществления инве­стиционного процесса: внутренние и внешние, причем инвестиционные источники подразделяются на уровне предприятия, региона и страны.

Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений. Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое

снижение финансирования капитальных вложении из бюджетов всех уровней. Оценки столь резкого поворота государственной инвестицион­ной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее без­условно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собствен­ные средства предприятий в состоянии стать источником инвестицион­ного подъема, на что делается расчет правительства. За последние го­ды изменяется структура капитальных вложений по источникам финанси­рования, прежде всего в результате институциональных преобразова­ний, децентрализации инвестиционных процессов, жестких бюджетных ограничений.

У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. По данным Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья в России на 1994 г. составляла порядка 28 трлн долл., или ВВП России за 20 лет. Доля России в мировой добыче состав­ляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по металлам - 10-15%. В расче­те на душу населения ресурсный потенциал России в 2- 2,5 раза превы­шает ресурсный потенциал США, в 6 - Германии, в 18-20 - Японии. Огро­мен потенциал сельскохозяйственных и городских территорий. Он изме­ряется цифрой порядка 22 трлн долл. Это позволяет только от аренды городских территорий ежегодно получать порядка 50 трлн руб. в год.

Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федераль­ной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. По предварительным оценкам их стоимость составляет порядка 350-380 трлн руб. Это позволяет на этапе денежной приватизации получить 40-50 трлн руб. дохода в год. Сюда же следует отнести и имущество (движимое и недвижимое), находящееся в частной собственности граждан. При этом, естественно, речь идет о стоимости сверх некоторого гарантиро­ванного государством социального имущественного уровня По эксперт­ным оценкам, эта величина составляет сегодня порядка 27-35 трлн руб., что позволяет даже при низкой 2%-ной ставке получать в казну дополни­тельно 5-8 трлн руб. дохода. Можно ожидать, что этот вид дохода будет возрастать и со временем может стать одним из ведущих источников бюджетных доходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы