Инвестиционная политика

Для того чтобы обеспечить России эффективное развитие, необхо­дим переход к принципиально иной системе налогообложения. Главным источником доходов бюджета должны стать налог на прибыль и различ­ные его модификации. Налоги такого типа не "ложатся" на себестоимость и взимаются лишь с рентабельных производств, в силу чего незначи­тельно влияют на инфляцию. Ставку налога на прибыль в этом случае можно было бы повысить до 45-50%. В последующем мог быть осущест­влен переход к более эффективным формам обложения прибыли. Вна­чале это могли бы быть фиксированные, вне зависимости от объема вы­пускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Такого рода

платежи не подрывают заинтересованности производителей в увеличе­нии прибыли и одновременно позволяют распределять налоговую на­грузку в соответствии с реальными возможностями производителей. Это особенно важно в случае природоэксплуатирующих отраслей, условия работы которых весьма индивидуальны.

Определенную часть перспективных предприятий вообще можно бы­ло бы освободить от всех налогов, т.е. поставить их в условия "налогового рая" А там, где этого делать не следует, надо использовать обложение прибыли в заранее фиксированных размерах, не зависящих от объема производства. В результате затраты на производство продук­ции обрабатывающей промышленности могли бы существенно снизить­ся, а ее конкурентоспособность - резко возрасти Отмена ряда традици­онных налогов улучшит инвестиционный климат в стране, создаст серь­езный стимул для иностранных инвесторов, для притока валюты в стра­ну. Это также благоприятно повлияет и на снижение инфляции, будет способствовать стабилизации курса рубля.

Более весомой в новой системе должна стать и доля налога на иму­щество физических и юридических лиц. Усиление такого рода налогов явится, несомненно, более эффективной мерой, чем увеличение налого­вого бремени на фонд текущего потребления, как это предлагается де­лать многими сторонниками нынешней системы налогообложения.

Безусловно необходимыми уже в самое ближайшее время являются меры по реализации новой таможенной политики. Главной ее задачей также должны стать снижение инфляции и увеличение объемов произ­водства. При разработке ввозных пошлин по широкой номенклатуре то­варов можно было бы воспользоваться очень простым правилом, выте­кающим из модельных расчетов Если по той или иной позиции импорт конкурирует с внутренним производством, то он должен составлять не более 5% от внутреннего производства. Когда доля импорта меньше 5%, ввозные пошлины целесообразно снижать, когда больше 10% - повы­шать. Весьма реальной может оказаться ситуация, когда в первый мо­мент после введения новых импортных пошлин внутренние цены резко возрастут. Однако в дальнейшем за счет снижения темпа инфляции они будут более низкими. Необходимо понимать, что между сиюминутным и долговременным эффектами имеется очевидное противоречие. Пред­почтение при выборе направлений экспортно-импортной политики, ко­нечно же, должно быть отдано долгосрочной стратегии развития. Именно такая политика может претендовать на роль антиинфляционной.

Макроэкономический механизм должен включать и хорошо проду­манную систему дотаций. Мнение, что дотации - это всегда вычет из бюджета и рост инфляции, в корне неверно. Все зависит от того, каков дотационный механизм, где, когда и с какой целью он включается, Рас­четы подтверждают, что только при определенном сочетании налогов с

420

дотациями могут быть преодолены монополистическая инфляция и спад производства. Причем все это можно сделать в рамках рыночной идеоло­гии, без прямого регулирования цен и доходов

Существует много механизмов дотационного регулирования. Как по­казывают макроэкономические исследования, наиболее адекватной за­дачам борьбы с инфляцией и спадом производства является система прямого дотирования продукции, реализуемой производителями. Госу­дарство в этом случае предоставляет им дополнительные средства про­порционально объемам реализации. Цена продукции для производите­лей соответственно возрастает, а цена для потребителей может остатьс ! неизменной или даже более низкой.

Такой дотационный механизм позволяет добиться высокой загрузки производственных мощностей и обеспечить резкое приближение к сба­лансированному бюджету. Дело в том, что высокорентабельные произ­водители одновременно являются и хорошими налогоплательщиками. Они вносят в бюджет высокие доходы, общая сумма "которых оказывает­ся достаточной для покрытия всех бюджетных расходов, в том числе и дотационных.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Разделы