Но в этом случае через бюджет перетекают большие суммы, существенно превышающие традиционные государственные расходы. Это, конечно, сильно усложняет дело. Но так поступать на самом деле и нет необходимости. Практически механизм дотаций мог бы быть организован гораздо проще Производители могут взаимодействовать с бюджетом по итоговым показателям, т.е. платить или получать разницу между налогами и дотациями. Важно лишь, чтобы они знали: дотация исчисляется в прямой пропорции к реализуемой продукции, а налог платится в заранее задаваемой сумме Это и будет их побуждать к борьбе за увеличение объемов реализации, а не только по прибыли. В этих условиях повышать цены уже будет просто невыгодно.
Аналогичный механизм можно и нужно применять в отношении инвестиций. Расчеты подтверждают, что использование такого специфического дотационно-налогового механизма, по крайней мере, для природно-эксплуатирующих отраслей, наиболее эффективный способ преодоления монополистической инфляции, создания условия для нормального функционирования экономики переходного периода.
Необходимо, прежде всего, изменить точку зрения на роль государственных расходов. Обычно принимают во внимание лишь то, что экономия бюджетных средств снижает инфляцию. Но при этом не учитывается, что несравнимо больший ущерб наносится производству. От низких пенсий и заработков в бюджетной сфере, снижения масштабов жилищного и дорожного строительства страдают не только конкретные люди, но и экономика в целом. Разумные государственные расходы - один из рычагов преодоления кризиса.
Макроэкономические исследования наглядно подтверждают, что борьба с инфляцией путем сокращения государственных расходов малоэффективна В этом случае за каждый процент инфляции нужно платить тремя процентами спада производства. Снижение государственных расходов вдвое сокращает дефицит бюджета на пять пунктов. Такая малая зависимость объясняется сильным спадом производства при указанном сокращении госрасходов. Это почти полностью поглощает выигрыш от их экономии. Напротив, некоторое увеличение госрасходов может оказаться крайне желательным, так как благодаря этому удается более полно использовать производственные мощности, поднять производство и уровень жизни населения. Причем при относительно небольшом приросте инфляции.
В принципиальном плане мы должны были бы изменить исходную логику формирования государственных расходов. Определяющим здесь должно быть требование соблюдения социально-экономических ограничений, без которых никакие реформы проводиться не могут. Важно, чтобы финансирование расходов бюджета осуществлялось независимо от поступления доходов, а в случае их недостаточности - за счет кредитов Центрального банка с последующим их погашением из поступающих доходов.
В условиях инфляции довольно сложно спрогнозировать реальную величину доходов. Для того чтобы субъективизм в этой важной сфере государственного регулирования был сведен к минимуму, следует утверждать расходную часть бюджета в неизменных ценах, ежеквартально устанавливая коэффициент индексации всех расходов. Особый вопрос о внебюджетных фондах. Здесь необходимо решительно отказаться от практики их формирования за счет дополнительного "обложения" себестоимости продукции. Источником их формирования должна стать прибыль.
Один из центральных вопросов бюджетной политики - бюджетный федерализм Проводимая политика в целом направлена на усиление бюджетной самостоятельности регионов. Однако целостной концепции бюджетного федерализма до сих пор нет, хотя некоторые общие принципы и механизмы межбюджетных отношений широко обсуждаются. Россия стремится к плюралистическому обществу. Для достижения наилучших социальных и экономических результатов политическая власть в стране должна быть перераспределена в пользу тех уровней управления, в которых их решение наиболее эффективно. Для поддержки и развития депрессивных регионов необходимо предусмотреть создание на федеральном уровне резервного фонда финансовой помощи территориям.
Расстройство системы денежного обращения и кредита является важнейшим источником экономического и инвестиционного кризисов.
Причиной этого расстройства стала кредитная эмиссия ЦБ коммерческим банкам (КБ) и Правительству РФ.
Для укрепления платежной дисциплины и повышения ответственности ЦБ за организацию денежно-кредитного оборота целесообразно ввести индексацию средств в расчетах за счет доходов ЦБ. Это сделает менее выгодным ведение расчетов между юридическими лицами в наличной форме. Но одной этой меры будет недостаточно, чтобы существенно улучшить денежное обслуживание участников воспроизводственного процесса Одновременно необходимо осуществить ряд специальных мероприятий.