Инвестиционная политика

Во-первых, необходимо ввести ограничения на использование амор­тизационных отчислений предприятий. Они должны расходоваться толь­ко на финансирование капитальных вложений. Для этого должен быть введен особый режим банковских счетов под амортизационные отчисле­ния предприятий, средства которых должны расходоваться строго по целевому назначению.

Одновременно следовало бы продумать вопрос о временном изме­нении порядка формирования амортизации. На переходном этапе ре­форм было бы целесообразно отказаться от включения амортизации в состав себестоимости. Это тем более важно сделать, учитывая проведе­ние периодической индексации амортизационных счетов. Амортизацион­ные средства следовало бы формировать за счет дополнительной части прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий на эти цели. В от­дельных случаях может оказаться оправданным и прямое покрытие ка­питальных вложений на реконструкцию и модернизацию производства за счет бюджетных средств, выделяемых целевым назначением для реали­зации той или иной федеральной программы. Для этого целесообразно было бы предусмотреть специальную строку в бюджетных расходах.

Во-вторых, должны быть устранены ограничения на приобретение банками и инвестиционными фондами реальных активов, включая кон­трольные пакеты акций производственных предприятий. Одновременно необходимо ввести жесткий контроль за соблюдением валютного законо­дательства, разрешающего покупку иностранной валюты только для им­порта и предусматривающего полную репатриацию валютной выручки.

В-третьих, должны быть созданы дополнительные стимулы для рас­ширения производства и предложения товаров путем использования различных мер по поощрению инвестиционной активности, рационализа­ции государственного спроса и др. Стабилизация денежно-кредитной сферы во многом зависит от динамики валютного курса рубля. При его скачкообразных и непредсказуемых изменениях лихорадит не только фи­нансовые рынки. Эффективность экспортных и импортных операций по многим товарам может резко изменяться. Это приводит к резким флук­туациям объемов внешней торговли, а следовательно, - спроса и пред-

423

ложения на внутреннем рынке. Поэтому регулирование динамики курса рубля - одна из важнейших задач экономической политики. Решение этой задачи представляется стержневым как с точки зрения повышения эф­фективности внешней торговли и создания нормальных условий для при­влечения иностранных инвестиций, так и с точки зрения успешного анти­инфляционного регулирования. Оно требует усилий в следующих на­правлениях:

- создание системы контроля за движением курса рубля, проведение систематических валютных интервенций с целью предотвращения резких перепадов в динамике валютного курса, стимулирующих инфляционные ожидания и подрывающих валютную эффективность внешней торговли, целевой ориентации этой деятельности на уровень курса, обеспечиваю­щего конкурентоспособность большей части отечественной продукции;

- распространение конвертируемости рубля по текущим операциям на текущие операции нерезидентов в целях стимулирования спроса на внутреннем рынке и расширения внешнеторгового оборота, укрепления рубля, нормализации условий деятельности иностранных предприятий на внутреннем рынке,

- введение реального валютного контроля с целью предотвращения вывоза капитала.

Важным следствием перечисленных мер по стабилизации денежно-кредитной сферы станет вовлечение во внутрихозяйственный оборот значительных капиталов, хранящихся сегодня за рубежом в форме депо­зитов в иностранной валюте, общий объем которых, по имеющимся оценкам, превышает 20 млрд долл. В значительной степени источником этих капиталов стала эмиссия кредитов на рефинансирование коммерче­ских банков, которые затем ссужались посредническим структурам, пере­водившим деньги в иностранную валюту и спекулировавшим на валютных операциях. Столкнувшись с необходимостью возврата полученных от государства кредитов, коммерческие банки вынуждены будут сократить кредитование торговых операций, что повлечет за собой привлечение на эти цели средств с валютных депозитов, выведенных из внутрихозяйст­венного оборота. Таким образом, удастся существенно расширить воз­можности финансирования народного хозяйства, организовав возвраще­ние капитала в страну. При этом важно также ввести ограничения на срок хранения на валютных счетах иностранной валюты, получаемой в ре­зультате текущих операций, сначала шестью, а затем тремя месяцами. На этой основе можно также предпринять меры по постепенному вытес­нению валютных счетов и переходу к стопроцентной продаже валюты. В переходный период важно предусмотреть одинаковый режим рублевых и валютных счетов с конвертацией последних для текущих расчетов.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Разделы