Организационная структура

Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она представляется как ее организация из отдель­ных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Рассматриваемая нами фирма ООО «ВИКО» построена по принципу линейной организационной структуры управления. Это одна из простейших организационных структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий руководство подчиненными ему работниками.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления.

Рис. 2 Схема организационной структуры управления ООО «ВИКО».

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, как в нашем случае Конструктор, Начальник конструкторского отдела, Зам. генерального директора, Генеральный директор).

Для фирмы ООО «ВИКО» подобная организационная структура, с моей точки зрения, не была эффективной. Однако при авторитарном стиле руководства это была единственно возможная модель существования этой организации.

Каждый из работников отвечал непосредственно только за свой участок. И в этом был самый большой недостаток такой структуры – несогласованность. Рядовой сотрудник фирмы не имел возможности договориться с начальником другого подразделения в отсутствие своего непосредственного начальника. Из-за этого часто возникали простои в работе и неимоверная путаница в заказах.

Поэтому стоит отметить, что линейная организационная структура управления имеет как свои преимущества и так свои недостатки.

Таблица.

Преимущества линейной структуры

:

Недостатки линейной структуры

:

1. четкая система взаимных связей функций и подразделений  

1.отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими

2. четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель  

2. тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений  

3.ясно выраженная ответственность  

3. малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации  

4. быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих  

4. критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные  

 

5. большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение  

 

6. перегрузка управленцев верхнего уровня  

 

7. повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев

Разделы