Особенности организации инновационных процессов наукоемкой продукции.

Продукция

Наукоемкая (30% от всей массы продукции) Ненаукоемкая (остальное)

Чтобы определить, наукоемкой ли является продукция, нужно выделить определенные критерии.

Обязательным условием для выпуска наукоемкой продукции является наличие НИОКР (научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы). НИОКР - инновационный процесс.

Критерием наукоемкости является процентное отношение затрат на НИОКР к объему продаж.

Самые наукоемкие производства:

* авиакосмическая промышленность

* микроэлектроника

* машиностроение

Предельная наукоемкость - 10-11% от объема продаж. Если коэффициент больше, нужны специальные обоснования. В Японии, н-р., этот коэффициент - 5-7%. (В авиакосмической индустрии - 23%. В машиностроении – 4,5%).

Затраты от времени. Существует асимптота, когда время идет, а затраты не имеют смысла

Эффективность затрат

время

Для оценки эффективности инвестиций необходимо определить отношение роста инвестиций к росту технического уровня нового изделия.

Наукоемкость может характеризоваться численностью персонала и процессов.

Другие ее характеристики:

* уровень (объем) инвестиций

* уровень технической сложности продукции

* наличие расходов на НИОКР

* патентоспособность продукции

* организованность научных разработок

* профессиональный уровень работников

* наличие технологических новаций при изготовлении, отсюда:

¨ наличие организационных новаций

¨ наличие прогрессивных материалов

¨ наличие автоматизированных процессов (высокий тех. потенциал)

¨ уровень организационной сложности

Трудности реализации наукоемких производств следующие:

1). Поиск источников финансирования инновационных процессов.

2). Поиск (подготовка) высококвалифицированного специалиста

3). Организация работы поставщиков по обеспечению работы нового производства

4). Создание конкурентоспособной продукции и определение ее жизненного цикла

5) Проблема обновления продукции и организационное сопровождение программы обновления

6). Проблемы маркетинга продукции

7). Проблемы ценообразования.

Возникают некоторые соотношения, которые следует отслеживать на предприятии:

· в среднем - 52 ученых на 1000 разработчиков

· 40 менеджеров на 100 рабочих

Данные приведены для электронной промышленности.

Разделы