Уровень и процесс стратегического планирования развития розничной организации

Чтобы стратегия розничной торговли была успешной, в ней должны учитываться возможные изменения экономической ситуации и предусматриваться механизмы адаптации к ним. Поэтому в хорошей фирме полностью анализируют все благоприятные возможности и вероятные угрозы. Возможности — это благоприятные ситуации на рынке, которыми еще не успели воспользоваться другие розничные торговцы. Компания Ikea добилась успеха, поскольку первой предложила потребителям широчайший выбор мебели по более низким ценам (т.е. со значительными скидками). Угрозы — это факторы рынка и внешней среды, которые могут неблагоприятно повлиять на розничных торговцев, если те на них не отреагируют (а иногда, даже если и отреагируют). Например, кинотеатров с одним залом в некоторых регионах практически больше нет, поскольку им нечего было противопоставить "нашествию" кинотеатров, имеющих несколько залов.

Чтобы удовлетворить запросы потребителей и опередить конкурентов, фирма должна своевременно улавливать новые тенденции и, вместе с тем, не опережать развитие событий настолько, что потребители окажутся просто не готовы к переменам (к тому же тенденции бывают ложными). Запоздалая реакция может означать упущенную благоприятную возможность, но зато и риск тоже снижается. Занимаясь стратегическим планированием, необходимо учитывать природу рыночных факторов (в плане вероятности некоторых событий и масштаба возможных изменений), их влияние на бизнес данного розничного торговца, а также время, требуемое для адекватного реагирования. Скорость реакции фирмы на новую ситуацию на рынке зависит от того, какая именно часть стратегии этой фирмы потребует соответствующей модификации. Скорректировать ассортимент товаров — например, включить в него какую-нибудь чрезвычайно популярную и модную новинку — можно намного быстрее, чем изменить местоположение фирмы, её стратегию ценообразования или продвижения. Новой розничной компании приспособиться к новым тенденциям гораздо проще, чем существующим фирмам с уже устоявшимся имиджем, действующими договорами об аренде и ограниченной площадью торговых залов.

И хотя рынок создает немало проблем именно для мелких розничных фирм, те из них, кто хорошо подготовились к ведению своего бизнеса, вполне способны выдержать конкуренцию со стороны более крупных фирм. В ходе анализа ситуации розничный торговец, особенно начинающий или размышляющий о серьезном изменении своей стратегии, должен честно и глубоко оценить себя и свои возможности. Конечно, и отдельные люди, и компания в целом должны быть честолюбивыми и настойчивыми, но переоценка своих способностей и перспектив может иметь катастрофические последствия, если в ее результате неправильно выбрано конкретное направление бизнеса, не хватает ресурсов или недооцениваются возможности конкурентов.

Цель задания: выявление практического использования принципов управления.

Содержание задания: проанализируйте состав административных принципов управления, приведенных в табл. 1 и покажите, в чем Вы видите их использование в построении системы управления торговой организации, и их приоритетность.

Таблица 1. Принципы классической или административной школы управления (Анри Файоля).

Принцип

Содержание принципа

1.Разделение труда

Специализация работ для эффективного использования труда работающего.

2.Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы.

3.Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4.Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником.

5.Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану.

6.Подчиненность личных интересов

Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами.

7.Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу.

8.Централизация

Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией.

9.Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»).

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11.Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.

12.Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу.

13.Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ.

14.Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»).

Перейти на страницу: 1 2 3

Разделы