§ целевые критерии
§ внешние и экологические критерии
§ критерии реципиента, осуществляющего проект
§ критерии научно-технической перспективности
§ коммерческие критерии
§ производственные критерии
§ рыночные критерии
§ критерии региональных особенностей реализации проекта.
Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:
§ совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом
§ соответствие проекта отношению организации к риску
§ соответствие проекта отношению организации к нововведениям
§ устойчивость положения организации и т.д.
Внешние и экологические критерии включают:
§ правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству
§ возможное влияние перспективного законодательства на проект
§ возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта
§ воздействие проекта на уровень занятости и т.д.
Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:
§ навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи
§ стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке
§ данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории
§ данные о потенциале роста
§ показатели диверсификации и т.д.
При помощи научно-технических критериев оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:
§ перспективности используемых научно-технических решений
§ патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений
§ перспективности применения полученных результатов в будущих разработках
§ положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.
Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:
§ размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта
§ потенциальном годовом размере прибыли
§ ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли
§ значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора
§ соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений
§ сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков
§ стабильности поступления доходов от проекта
§ возможности использования налоговых льгот
§ оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам
§ необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях
§ финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.
Производственные критерии включают данные о:
§ доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования
§ необходимости технологических нововведений для осуществления проекта
§ наличие производственного персонала (по численности и квалификации)
§ возможности использования отходов производства
§ потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.
Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:
§ соответствия проекта потребностям рынка