Инфраструктура региона характеризуется системой следующих его отраслей:
рыночная инфраструктура региона;
мониторинг окружающей природной среды;
здравоохранение;
наука и образование;
культура;
торговля;
общественное питание;
транспорт и связь;
промышленность;
строительство;
жилищно-коммунальное хозяйство;
бытовое обслуживание населения;
пригородное сельское хозяйство.
Некоторые отрасли региона оказывают прямое влияние на функционирование фирмы (налоговая система, законодательная система и др.), а другие – косвенное.
К факторам микросреды фирмы относят:
непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам;
всех конкурентов поставщиков («входа»);
маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы;
контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.).
Чем выше конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой товаров.
Подсистема научного сопровождения состоит из следующих компонентов: научные подходы к инновационному менеджменту, функции и методы менеджмента. К научным подходам к менеджменту относятся: системный, структурный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный подходы.
К функциям менеджмента относятся следующие:
стратегический маркетинг,
планирование,
организация процессов,
учет и контроль,
мотивация,
регулирование.
К методам менеджмента относятся методы принуждения, побуждения и принуждения, сетевые, анализ, прогнозирование.
Глубина проработки проблем инновационного менеджмента и обоснованность управленческого решения определяются количеством и качеством применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента. Чем проще процесс разработки и реализации управленческого решения, тем выше неопределенность (поле допуска) его результатов. Поэтому объективные законы конкуренции и экономии времени требуют увеличения затрат на повышение качества стратегических решений на ранних стадиях жизненного цикла товаров ради многократной экономии на последующих стадиях. Ведущие фирмы мира («Интел», «Сони», «Самсунг», «Электролюкс», «Тойота» и др.) в настоящее время идут по пути повышения конкурентоспособности принимаемых решений, документов, товаров, увеличения затрат на стратегический маркетинг, инновации, НИОКР.
Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов:
формирование портфеля новшеств;
формирование портфеля инноваций.
Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.
Новшества могут быть, с одной стороны, как покупными, так и собственной разработки, с другой – накапливаться в собственном фонде, внедряться (то есть переходить в инновацию) в собственном производстве либо продаваться.
Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки.
Обоснованность параметров целевой подсистемы определяет эффективность дальнейшего функционирования фирмы.
После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, т.е. количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п., необходимые для решения задач целевой подсистемы. Для достижения конкурентоспособного «выхода» системы необходимо найти конкурентоспособных поставщиков ее «входа». На основе неконкурентоспособных компонентов «входа» при любом уровне техники, технологии и организации процессов невозможно произвести конкурентоспособный товар.
Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла:
стратегический маркетинг;
НИОКР;
организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций;