Основные принципы теории корпоративного управления

Рассмотрим основные понятия, аксиоматические условия и принципы теории корпоративного управления, идентификационные признаки для отнесения субъектов бизнеса к категории корпорации, остановимся на организационно-правовых характеристиках корпоративных формирований: корпораций, концернов, финансово-промышленных групп, холдингов и т.д., на особенностях приватизации в России и их влиянии на формирование моделей корпоративного управления (инсайдерское, аутсайдерское). Большое внимание уделим методам и механизму корпоративного управления.

В апреле 1999 года в специальном документе, одобренном Организацией экономического сотрудничества и развития (она объединяет 29 стран с развитой рыночной экономикой), было сформулировано следующее определение корпоративного управления: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними . Одним из ключевых элементов для повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между правлением (менеджментом, администрацией) компании, ее советом директоров (наблюдательным советом), акционерами и другими заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью».

Введение принципов корпоративного управления в России должно происходить по двум направлениям: в общегосударственном масштабе и непосредственно на предприятиях. Отметим первоочередные действия, которые необходимы на предприятиях. Всего их шесть. Во-первых, каждая компания в рамках общей стратегии должна выработать четкую дивидендную политику.

Во-вторых, корпоративное управление должно строиться на принципах стратегического управления.

В-третьих, уставные и организационно-правовые документы должны четко регламентировать баланс интересов акционеров, менеджмента, персонала и других участников бизнес-процесса.

В-четвертых, корпоративное управление неразрывно связано с понятием корпоративной культуры.

В-пятых, корпоративное управление предполагает полноценный и регулярный контроль всех видов менеджмента на предприятии.

Для выполнения более активного контроля со стороны акционеров и работников целесообразно создать следующие комитеты при совете директоров:

- по внутреннему аудиту;

- по контролю назначений (персоналу и мотивации);

- по контролю крупных сделок и оценке рисков;

- по отношениям с органами государственной власти и местного саморегулирования;

- по работе с акционерами и урегулированию корпоративных конфликтов;

- по стратегическому развитию.

В-шестых, корпоративное управление предусматривает активное взаимодействие акционерного общества с рынком ценных бумаг (особенно, если это открытое общество).

Эффективная система корпоративного управления должна обеспечивать выполнение советом директоров и менеджментом своей основной обязанности - следить за соблюдением интересов акционеров при принятии важнейших корпоративных решений.

Классический способ решения агентской проблемы - создание в компании системы сдержек и противовесов. Как показывает практика, такая система базируется на следующих четырех принципах:

· Наличие в составе совета директоров независимых членов, не являющихся исполнительными директорами компании.

· Настройка мотивации членов совета директоров и топ-менеджеров компании на соблюдение интересов акционеров.

· Максимально возможная финансовая и управленческая прозрачность компании.

Перейти на страницу: 1 2

Разделы