Свободное время в жизни общества

В такие периоды индивидуальное восприятие свободного времени как ценности резко снижается и возрастает ценность рабочего времени. Именно эти процессы были отмечены в социологических исследованиях в 1999–2000 годах, свидетельствуя о растущем ухудшении жизни рабочего населения.

Таким образом, можно заключить, что свободное время, его объем и качество его заполнения являются чутким индикатором материального и духовного уровня общественной и личной жизни. Резкое сокращение или увеличение его объема для многих социальных групп свидетельствует о столь же резких изменениях в обществе.

Признавая влияние значительных изменений в обществе на качество и содержание свободного времени, уместно рассмотреть и роль научно-технического прогресса в досуговой жизни людей.

Социологические наблюдения показывают, что развитие науки и техники в XX столетии решительным образом изменили содержание и качество свободного времени. Причем это изменение не может быть оценено однозначным образом.

Так, возросший уровень технической оснащенности производства активно способствовал высвобождению человека из непосредственного процесса труда, превращая человека во многих отраслях производства в квалифицированного «наблюдателя» за ходом производственного процесса вместо непосредственного исполнителя. Совершенно ясно, что это прямо способствовало увеличению свободного времени работников без отрицательных последствий для уровня их материальной жизни.

Наряду с этим развитие науки и техники приводило к возрастанию технической оснащенности быта, что также способствовало росту свободного времени. Однако его содержание не всегда становилось положительно насыщенным. Яркой иллюстрацией этого факта являются результаты социологического исследования, проведенного в Ульяновске в среде интеллигенции. В исследовании проводилась сопоставительная характеристика досуговой деятельности интеллигенции Ульяновска (Симбирска) в конце XIX – начале XX в. и в 2000 г.

Было установлено, что для интеллигенции Симбирска были характерны такие формы проведения досуга, как интеллектуальные игры (карты, шахматы); постоянное посещение театра; встреча Нового года в драматическом театре; эстетическое воспитание детей; пешие прогулки по городу; зимой – катание на коньках, на лыжах; любительские концерты, посещение выставок и музеев; домашний театр, музицирование. У мужчин к этому добавлялись охота, рыбалка, чтение.

Данные 2000 г. показывали, что «современная интеллигенция начала утрачивать привычку к активному творческому досугу или даже утратила ее». Вместо перечисленных форм отдыха и интеллектуальных занятий в свободное время господствующее место занял просмотр телепередач и фильмов по видео, составлявший от 13 до 14 часов в неделю. [7,299]

Одним словом, при возрастании технических возможностей, способных расширить культурные горизонты в использовании свободного времени и способствовать духовному развитию личности, происходит вялое потребление низкосортной видеопродукции типа (боевиков, триллеров, эротики и пр.), разрушающим образом действующей на духовную культуру индивида.

Такое положение дел в сфере свободного времени остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующим этическими, эстетическими и общекулыурными ценностями.

Разумеется, это не может быть сделано диктаторскими средствами, но закон, защищающий целостность и духовное здоровье общества и индивида, должен быть на высоте.

Повышению качественного состояния свободного времени в огромной степени будет способствовать рост материального состояния трудящегося населения нашей страны, развитие и организация социальной инфраструктуры, воспитание активного ценностного отношения людей к образцам высокой духовной культуры, ее всестороннее усвоение.

Роль организации свободного времени в развитии персонала

Перейти на страницу: 1 2 

Разделы