Методы внутрифирменного планирования

Бизнес-план является документом, призванным высветить курс, которого намерено придерживаться предприятие в определенный промежуток времени. Многие предприятия составляют бизнес-планы на один год. Главное внимание в них уделяется предстоящим 12 месяцам и менее конкретно рассматривается направление деятельности в последующие один-четыре года. [15].

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение на предприятии. Бизнес-план текущей деятельности состоит из трех основных частей:

1. Описание бизнеса (разделы маркетинга и производства).

2. Финансовая информация (финансовый план, расчеты рентабельности, прогноз объемов реализации и др.).

3. Сопроводительные документы (учредительные документы, организационный план, копии контрактов, лицензии и т.п.).

На рисунке № 3 представлена схема бизнес-плана предприятия, а в приложении № 3(с. 93-95) — примерная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса.

Рис. 3. Общая структура, блок-схема бизнес-плана предприятия

В современной экономической литературе по менеджменту представлены различные методики составления бизнес-планов. Важно то, что, все эти методики могут быть использованы при написании проекта, но буквальное следование им нецелесообразно. Поскольку разработчик бизнес-плана, которым может быть руководитель, менеджер, предприниматель, консалтинговая организация, должен самостоятельно выбирать тот материал, который ему необходим. Ведь бизнес-план — это очень точный план и самое тонкое в нем — это прогнозы, которые рассчитать очень трудно, и от которых зависит эффективность бизнес-плана. Поэтому разработчик бизнес-плана должен учитывать специфику деятельности предприятия, сезонность производства, региональное положение и другие индивидуальные особенности предприятия. Он должен осознавать, что работа по бизнес-планированию, по привлечению финансовых инвестиций — это не просто проекты, они требуют позиции, знания предмета.

Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа, который не должен содержать излишних подробностей, должен быть лаконичным и привлекательным.

Формально резюме — первая глава бизнес-плана, а реально — это краткое итоговое изложение всех последующих глав. Оно пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Резюме должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришел предприниматель.

Структура резюме должна состоять из трех частей:

* введение: включает цели плана, кратко выраженную суть проекта;

* основное содержание: сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей (род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т.д.);

* заключение: суммирует факторы будущего успеха предпринимателя, может включать описание основных способов действий предпринимателя.

В разделе «товар (услуга)» обычно описываются товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.

В описание товара должно входить как перечисление химических, физических, механических свойств, так и его дизайн, упаковка. Нужно выявить как основные методы его применения, так и дополнительные, и перспективные. Необходимо пояснить, почему покупатели выберут именно данный товар , а не продукт (услугу) конкурентов, т.е. какие конкретные преимущества применения имеет именно предлагаемый товар. Также в этом разделе плана можно предложить приблизительное определение уровня цены, возможности послепродажного технического обслуживания. Если свойства товара определяют некоторые колебания величины его продаж — цикличность, сезонность, нужно это специально оговорить.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Разделы