Понятие организации. Законы организации. Жизненные стадии и циклы организации

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде.

Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизненной силы организации. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Организация

первичное хозяйственное звено в экономике, совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение установленных целей перспективного развития.

Организацию характеризуют следующие элементы:

Уровни организации

:

· мировая система;

· народное хозяйство;

· отрасли народного хозяйства;

· объединения предприятий;

· предприятия;

· подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);

· рабочее место.

Предметные области организации:

· сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства в пространстве (пространственная организация производства);

· то же во времени (временная организация производства).

Основные категории организации:

· типы организации;

· формы организации;

· методы организации;

· принципы организации.

Субъекты организации

- персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.

Объектом

менеджмента, его основополагающей категорией является организация − сознательно координируемое сообщество людей для достижения установленных целей.

Критерии организации

· Готовность двух или более людей совместно работать.

· Существование одной или нескольких общих целей (желаемый результат, конечное состояние).

· Обмен информацией.

Создание организации как структуры необходимо для того, чтобы работники эффективно выполняли свою работу в соответствии с планом, знали свое место и цели, причем их цели должны совпадать с целями организации в целом.

Организация обладает следующими

общими признаками:

· наличие внутреннего центра – персонала и менеджеров, – который определяет её характер, координирует деятельность с целью обеспечения единства действий;

· объединение процессов, которые взаимодействуют нецеленаправленно и эффективно;

· сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации и реагирования работника и менеджера;

· определенная, зависящая от процесса гибкость, саморегулирование деятельности – принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних команд, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;

· обособленность – замкнутость внутренних процессов, наличие границ;

· единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда;

· наличие цели (целей) – объединяет участников, придает смысл их деятельности;

· организационная культура – совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение людей.

Для четкой работы организации необходимо, чтобы при ее создании и функционировании соблюдались следующие требования:

· цели должны быть понятны всем работникам;

· система целей должна реализовывать глобальную цель;

· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;

· работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;

· удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.

Организация

-

это согласованная система сознательно координированной деятельности или взаимодействие двух или более людей для достижения общей цели.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Разделы