(Честер Барнард, Президент "Нью-Джерси Белл Телефон" 1938г.)
Виды организаций
причина существования менеджмента
Организации объект менеджмента
основа мира менеджеров
Юридическое лицо
- это организация, которая:
· имеет обособленное имущество в собственности в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
· отвечает имуществом по своим обязательствам;
· может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права;
· может быть истцом и ответчиком в суде;
· имеет самостоятельный баланс или смету.
Общие характеристики
организаций:
· ресурсы ― люди, капитал, материалы, сырье, энергия, технология, информация;
· зависимость от внешнего окружения (потребители, поставщики, правительства, профсоюзы, акционеры, законодательные акты и др.);
· горизонтальное разделение труда ― разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организовать изготовление продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей;
· подразделения ― отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют конкретные специфические задания, достигают отдельных целей как составляющих общих целей организации;
· вертикальное разделение труда ― выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда;
· управление ― особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации, с целью продуктивного достижения установленных целей.
Законы организации
Закон
− это отражение объективных и устойчивых связей между компонентами системы, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Синергия ― особенное свойство открытых систем, организаций продуцировать в результате взаимодействия их составляющих элементов (подразделений, людей и др.) эффект значительно больший, чем сумма результатов, независимых действий этих элементов. Формула синергии:
S = 2 + 2 = 5, 6, …. n
Выделяют такие виды синергии как рыночная, затратная, технологическая, управленческая.
В основе управленческой синергии лежит соединение знаний, навыков и опыта всех членов организации, каждый из которых может воспользоваться для достижения организационных целей преимуществами других членов.
Закон единства анализа и синтеза:
процессы анализа (разделения, дифференциации и т. д.) дополняются синтезом, т. е. противоположными процессами соединения, интеграции и т. п. Сначала проводится анализ, затем — синтез.
Закон информированности, упорядоченности:
в организационном целом порядка не может быть больше, чем информации.
Закон композиции
:
цели организации должны быть согласованы и направлены на поддержание основной цели более общего характера.
Закон конкуренции
— объективный процесс "вымывания" с рынка некачественных товаров. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон масштаба
— закон, согласно которому увеличение масштаба производства продукции за счет ее унификации или реализации других факторов ведет к снижению себестоимости. Существует точка насыщения, когда при увеличении программы выпуска себестоимость (трудоемкость) продукции не снижается, так как этот фактор исчерпал себя.
Закон наименьшего звена
:
структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью какой либо из его частей. Например, прочность цепи определяется (при прочих равных условиях) наименее прочным звеном.
Закон онтогенеза:
каждая организация проходит в своём развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.
Закон пропорциональности:
отражает, необходимость соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.