Внешняя среда представляет собой объективные факторы, окружающие организацию в обществе (государстве, мире), к которым она должна приспосабливаться. Значение внешней среды было осознано в конце 50-х годов нынешнего столетия. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку менеджмента. Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных менеджеров. По сути, руководители высших и в определенной мере средних уровней важнейших для общества организаций (деловых, образовательных, государственных) под влиянием разнообразных событий в мире и государстве вынуждены сосредотачивать своё внимание на быстро изменяющейся среде, на влиянии этой среды на внутреннее строение и развитие организации.
Внешнее окружение включает такие основные звенья:
− политико-правовая среда;
− социально-культурная среда;
− технологическая среда;
− экономическая среда;
− экологическая среда;
− международная среда.
· Политико-правовая среда
Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле бизнесовой деятельности, влияет на условия ведения бизнеса в той или другой стране.
Составные политико-правовой среды:
− политическая система;
− законодательная и нормативно-правовая система;
− политические партии и политические лидеры;
− органы судебной и исполнительной власти в центре и на местах;
− состав правительства и органов местной власти, их функции и полномочия, касающиеся регулирования бизнеса;
− политическая стабильность;
− профсоюзы и другие общественные организации;
− средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
· Социально-культурная среда
Социально-культурная среда - это факторы, связанные с населением страны, уровнем его развития, традициями, привычками. Значение этой среды состоит, во-первых, в том, что часть населения является клиентом для большинства компаний, поскольку люди являются главными покупателями. Во-вторых, местное население для любой организации выступает в качестве основного источника формирования персонала.
Составляющие социально-культурной среды:
− численность населения страны и данной местности, его демографические и возрастные характеристики;
− численность и структура семей, их традиции;
− уровень квалификации, образования, трудовых навыков трудоспособного населения;
− уровень доходов населения, структура потребностей;
− жизненные ценности, установки, традиции, обычаи, стереотипы населения и отдельных его групп, этические и эстетические стандарты;
− религиозные верования;
− миграционные процессы, мобильность населения;
− межнародные, межэтнические отношения.
· Технологическая среда
Технологическая среда - это научно-технические разработки и оборудование, определяющие методы изготовления и продажи продукции (услуг, работ) в обществе.
Основные элементы технологической среды:
− патенты, авторские свидетельства, рационализаторские предложения;
− научно-технические разработки, отчеты по научно-исследовательским работам, проектные разработки, инжиниринговые работы;
− информация и технические средства её обработки;
− системы технологий в разных сферах жизнедеятельности людей;
− потенциал научно-исследовательских, проектно-конструкторских, исследовательских, инжиниринговых организаций.
· Экономическая среда
Экономическая среда включает деятельность всех организаций в сфере бизнеса.
Составные экономической среды:
− наличие в обществе основных отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций;
− инфраструктура экономики: транспорт, коммуникации;
− полезные ископаемые, энергетические ресурсы;
− характеристики производственной продукции (услуг, работ), валовой национальный продукт;