Принципы эффективного обучения

На сегодняшний день исходной для построения многих систем оценки эффективности обучения является модель Киркпатрика (Donald Kirkpatrick), предложенная автором еще в 1959 году. За это время существования данная система оценки обрела высокую популярность и зарекомендовала себя как наиболее результативный и профессиональный подход к обучению. Согласно данной модели эффективность обучения необходимо оценивать на четырех уровнях: реакция, обучение, поведение, результаты.

Данная модель позволяет оценить реальный эффект от обучения, предоставляет руководителю организации возможность определить направления проводимого обучения, на первоначальном этапе необходимо провести работу с менеджментом организации для того, чтобы прийти к единому мнению относительно следующих вопросов: какое именно поведение сотрудников будет соответствовать ожиданиям; какие виды обучения необходимы для достижения поставленных целей; какую атмосферу необходимо создать для людей, чтобы они не только прошли обучения, но и получили реальную практическую пользу от этого. Подробная проработка всех четырех уровней – это самый лучший способ совершенствовать программы обучения, чтобы они действительно отвечали потребностям организации.

Дональд Киркпатрик предложил рассматривать оценку как неотъемлемую часть цикла проведения обучения, включающий десять этапов:

● Определение потребностей.

● Постановка целей.

● Определение предметного содержания.

● Выбор участников обучения.

● Формирование оптимального расписания.

● Подбор соответствующего помещения.

● Подбор соответствующих преподавателей

● Подготовка аудиовизуальных средств.

● Координация программы.

● Оценка программы.

Три основных причины необходимости оценки эффективности обучения: оправдать существование отдела обучения, показав, какой вклад делает этот отдел в достижение целей и задач организации; принять решение о том, продолжать или прекратить программу тренингов; получить информацию о том, как улучшить программу тренингов в будущем.

По мнению Дональда Киркпатрика в большинстве случаев оценка проводиться для выявления возможности повышения эффективности обучения, а также способов его улучшения. Для определение направления улучшения программы обучения необходимо ответить на следующие вопросы сформулированные, кроме первого и последнего, как закрытые и предполагающие ответы “да” или “нет”:

● В какой мере содержание тренинга соответствует потребностям участников?

● Является ли выбор лидера (преподавателя, тренера) оптимальным?

● Использует ли преподаватель наиболее эффективные методы для поддержания интереса участников, передачи им знаний, формирования у них навыков и установок?

● Являются ли условия для проведения обучения удовлетворительными?

● Устраивает ли участников расписание занятий?

● Способствуют ли аудиовизуальные средства улучшению коммуникации и поддержанию интереса участников?

● Была ли координация программы удовлетворительной?

● Что еще может быть сделано для улучшения программы?

В большинстве случаев, по мнению Киркпатрика, оценка ограничивается использованием анкет по окончании тренинга – изучением непосредственной реакции слушателей на обучение.

Четыре уровня, по Киркпатрику, определяют последовательность проведения оценки обучения (тренинга). Каждый уровень важен и влияет на следующий за ним уровень. При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больше времени, но при этом позволяет получить более ценную информацию. Ни один из уровней не может быть пропущен просто потому, чтобы сконцентрировать на том, что тренер считает наиболее важным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Разделы