Инвестиционная политика

Основные принципы заявленной Правительством для реализации в 1995-1997 гг. инвестиционной политики (с учетом необходимости преодо­ления дальнейшего спада производства и ограниченных финансовых возможностей государства) были следующие:

а) последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

б) государственная поддержка предприятий за счет централизован­ных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджет­ного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущест­венно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий ха­рактер и не располагающих собственными источниками финансирования;

в) размещение ограниченных централизованных капиталовложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производ­ственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе. Обязательным ус­ловием принятия решения о финансировании должны быть предвари­тельная экспертиза каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики, безусловной окупаемости капиталовложений, усиление гос­контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

г) значительное расширение практики совместного (долевого) госу­дарственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого биз­неса. Такая практика должна способствовать восполнению нехватки цен­трализованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;

д) использование части централизованных (кредитных) инвестицион­ных средств на реализацию особо быстро окупаемых и эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их

отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения струк­турно-технологической перестройки производства ;

е) совершенствование нормативной базы в целях привлечения ино­странных инвестиций.

В 1995 г. на строительство объектов социального комплекса было выделено около 60% от общего объема капиталовложений из федераль­ных источников При этом средства направлялись на выполнение целе­вых федеральных программ: обеспечение жильем военнослужащих; пе­реселение граждан из районов Крайнего Севера; первоочередные меры по укреплению материально-технической базы здравоохранения, образо­вания, культуры; поддержку и развитие РАН; ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и радиационную реабилитацию Уральского региона; предот­вращение затопления и подтопления населенных пунктов; реконструкцию объектов, относящихся к федеральной собственности. Государственная поддержка направлялась на строительство социально значимых объек­тов здравоохранения, образования, культуры и т.д.

Бюджетное инвестирование должно направляться на завершение строительства и ввод в действие объектов Российской академии наук и ее региональных отделений, имеющих высокую техническую готовность, поддержание важнейшей части НИОКР, обеспечение функционирования академгородков. Научно-исследовательские организации прикладной науки должны обеспечивать строительство объектов за счет собственных средств и инвестиционных кредитов.

Это важнейшая задача стабилизации производства и ускорения про­грессивных структурных изменений в экономике. Ключевой задачей в этом направлении является постепенный переход от прямых государст­венных капитальных вложений в жилищное строительство к целенаправ­ленной государственной поддержке населения через систему субсидий и налогообложения. Исходя из этого было намечено последовательно про­водить курс на стимулирование развития различных форм жилищного строительства, создание благоприятных условий для привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования.

Предусматривается предоставление безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Должна быть расширена практика ипотечного кредитования, а также аукционной продажи части возводимо­го жилья, мобилизации дополнительных средств в сферу жилищного строительства

Развитие материально-технической базы АПК в регионах будет осу­ществляться прежде всего за счет привлечения и использования собст­венных средств предприятий, товаропроизводителей и населения, бюджетных средств территорий, государственных инвестиционных креди-

Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18

Разделы