Инвестиционная политика

ФПГ восполняет недостающие в настоящее время механизмы меж­отраслевого перераспределения ресурсов. Это должно благоприятство­вать как межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции. Соперни­чество между ФПГ приведет к их заинтересованности в оказании техно­логической, финансовой и прочей поддержки сотрудничающим с ними мелким и средним товаропроизводителям Следовательно, мощный им­пульс получит конкуренция на уровне мелкого и среднего бизнеса. В лице ФПГ государство получит сильных претендентов для участия в реализа­ции государственных программ Появится шанс на размещение крупных госзаказов на действительно конкурсной основе. Расширятся возможно­сти для активизации рыночных механизмов с помощью регулируемого открытия экономики для иностранных конкурентов.

Объединение в рамках ФПГ технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения со­гласованной технической и инвестиционной политики. ФПГ способны су­щественно улучшить инвестиционный климат в стране, уменьшить свя­занный с капиталовложениями риск. Наличие банка в группе позволяет быстро реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и пере­распределять финансовые ресурсы. ФПГ могут стать реальными центра­ми планирования. Объединение в рамках ФПГ крупных секторов эконо­мики переводит значительный сегмент поставок между предприятиями с рыночных на трансфертные цены. Это, без сомнения, является фактором снижения инфляции. И, наконец, надо иметь в виду, что создание ФПГ явится мощным инструментом интеграции регионов, поскольку их влия­ние на экономическую политику местных властей будет усиливаться.

Для того чтобы обеспечить эффективное становление ФПГ, необхо­димо создать соответствующие экономические условия, снять ограниче­ния, которые сегодня создают искусственные препятствия на пути появ­ления мощных и конкурентоспособных ФПГ в российской экономике Прежде всего речь идет о снятии ограничений на перекрестное владение акциями; создании института трастового управления государственной собственностью и наделении ФПГ соответствующими правами; снятии ограничений по численности предприятий и персонала, входящего в ФПГ;

снятии ограничений на долю банков в уставном капитале ФПГ; консоли­дированном распределении риска между ФПГ и государством на основе договора-подряда; возможности перехода в рамках ФПГ к консолидиро-

ванному бюджету, использовании трансфертных цен, передачи функций налогоплательщика головному предприятию и т.д.; решении вопроса о залоговом праве на пользование земельными и другими ликвидными ак­тивами; предоставлении государственных полномочий на внешнеэконо­мическую деятельность, не затрагивающую безопасность России.

На пути формирования ФПГ следует устранить элементы кампаней­щины, отказаться от общих, унифицированных схем их формирования. В таком важном деле необходимы сугубо индивидуальный подход и разум­ная государственная поддержка, но для этого надо отрешиться от рыноч­ных догматов, от наивного представления, что все в России обустроится само собой, что только с помощью рыночных методов можно решить за­дачу структурной перестройки. ФПГ должны рассматриваться, прежде всего, под углом зрения материальных носителей целевых установок государства в области его экономической политики. Важно поэтому, что­бы ФПГ начинались с реализации целевых федеральных программ. Это, конечно, не исключает и другие побудительные мотивы их формирова­ния. Но каждый раз необходима объективная экспертиза, оценивающая целесообразность появления на российском и международном рынках новой отечественной ФПГ, эффективность ее функционирования в усло­виях жесткой мировой конкуренции.

В плане реализации сбалансированной инвестиционной политики на уровне ФПГ следует учитывать, что каждое приоритетное направление реализуется в форме соответствующих программ. Помимо целевых уста­новок каждая программа содержит специальный раздел, в котором дает­ся обоснование экономическому механизму ее реализации. Он включает систему льгот и преференций - освобождение от налогов, льготное кре­дитование, прямые бюджетные ассигнования, систему временных фи­нансовых дотаций, имущественную поддержку инвесторов и др. Каждая государственная программа подготавливается специальной правительст­венной комиссией в виде государственного заказа, который рассматри­вается и утверждается Федеральным Собранием. В федеральном бюд­жете выделяется специальная строка; "Финансирование важнейших го­сударственных программ России". Головной исполнитель госзаказа, как правило, определяется на конкурсной основе, руководитель государст­венной программы утверждается в ранге заместителя председателя Пра­вительства России.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Разделы