Инвестиционная политика

В настоящее время актуальным является приостановление процесса деиндустриализации экономики, переориентация ее структуры на ресур-сосберегающие технологии и производства с высокой добавленной стои­мостью, расширение за этот счет конкурентоспособного сектора про­мышленности, способного эффективно работать на конечного потреби­теля. Ошибочные представления о характере посттоталитарного моно­полизма привели к непродуманной промышленной политике. Предприни­маемые в промышленной сфере меры носили и носят до сих пор, скорее, спорадический, чем системный характер. Опыт российских экономиче­ских реформ свидетельствует в пользу положения о том, что реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, способны привести к утрате Россией имевшихся технологических позиций на мировой арене.

Эти обстоятельства обусловливают перемещение промышленной политики в экономических реформах на первый план. Сегодня в про­мышленности России насчитывается около 30 тысяч средних и мелких предприятий, крупных же типа концернов - лишь единицы. На долю по­следних приходится не более 12% общего объема промышленного про­изводства В США лицо промышленности определяют 300-400 крупней­ших корпораций. Они выпускают около половины промышленной продук­ции. Именно с появлением корпоративного звена возникла столь необхо­димая для рыночной экономики устойчивость. "Ответственным" за это оказался не монетаризм, а совсем другой механизм, перекочевавший в

капиталистическую экономику из советской Это плановые методы управ­ления производством

Но в отличие от СССР рыночная экономика "замкнула" план на сред­нем уровне, ограничив выход как на верхний (макроэкономический), так и на нижний (микроэкономический) уровень управления. В результате по­лучилась достаточно эффективная конструкция. Корпорации, аккумули­руя большой объем ресурсов и продукции, стали выступать в качестве своеобразных ретрансляторов сигналов макросистемы в параметры ры­ночного регулирования на уровне отдельных предприятий в сфере сред­него и мелкого бизнеса.

Среднее звено в российской промышленности только начало форми­роваться в конце 80-х годов. Но этот процесс был приостановлен спон­танной либерализацией и приватизацией. Реформаторы так и не сумели правильно оценить его роль и место в общем механизме управления. В корпорациях они увидели лишь одну сторону, связанную с примитивным представлением о монополизме, а потом упустили другую возможность создания крупных промышленных структур, способных взять на себя ре­шение задач согласования рыночных и плановых механизмов управления в рыночной экономике В результате принятый курс приватизации круп­ной промышленности привел к разукрупнению предприятий и объедине­ний, разрыву технологических цепочек, что в конечном счете привело к снижению эффективности производства, особенно конкурентоспособно­сти на мировом рынке.

На этом фоне вызывает замечания проводимая в России политика так называемой большой приватизации. Большинство намеченных к при­ватизации и уже приватизированных предприятий способны к эффектив­ному функционированию только в рамках более крупных организационно-технологических образований. В течение ближайшего времени они будут испытывать серьезный недостаток финансовых ресурсов, необходимых для модернизации производства, перехода к выпуску новой продукции, переобучения персонала и т.д. Неизбежно столкновение между "ваучерными" собственниками и теми, кто вносил реальные деньги. Ина­че говоря, приватизированные предприятия еще долго будет лихорадить. Мировой опыт показывает, что требуется три-четыре оборота прав соб­ственности для того, чтобы активы нашли своего настоящего владельца.

Необходимо создавать современную рыночную экономику. А это зна­чит, что упор должен быть сделан на формирование недостающего сего­дня среднего звена в структуре российской экономики. Оно олицетворя­ется крупными промышленными корпорациями или финансово-промышленными группами (ФПГ). Именно в лице ФПГ промышленность России получила бы мощные производственные комплексы, которые могли бы достойно выдержать конкуренцию, обеспечить необходимые условия для перехода к экономике открытого типа.

ФПГ способны оказать положительное влияние на развитие конку­ренции. Становление нескольких соперничающих групп в каждой из мо­нополизированных отраслей будет означать переход от супермонопо­лизма к олигопольной конкуренции. Тем самым была бы нарушена рас­пространенная ныне тенденция к организации ассоциаций и холдингов, собирающих под своей крышей однотипные производства и тем самым воссоздающих прежний отраслевой монополизм.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Разделы