Ущербность реального статуса российских предприятий проявлялась в том, что их обязательства не признавались в качестве обращающихся документов и не принимались в качестве средства платежа. Этим, в частности, объясняется отсутствие у нас вексельного обращения, на которое приходится большая часть долгового финансирования бизнеса в западных странах.
Обеспечение инвестиционной активности предпринимательской деятельности означает, что если объем инвестиций в развитие производства начинает увеличиваться, ускоряется обновление производственного аппарата, увеличиваются вложения в развитие исследований и опытно-конструкторских разработок, по крайней мере, не сокращается доля бюджетных ассигнований на развитие фундаментальной науки в ВВП, замедляется или прекращается вовсе отток отечественного капитала за границу и т.д., то реформы идут в правильном направлении. Если же этого нет, то нет и созидательной, творческой сути реформ.
С этой целью необходимо обеспечить эффективное управление экономикой. Это означает повышение исполнительской дисциплины, обеспечение стабильно высокого уровня сбора налогов и податей, полной ответственности государства по всем своим финансовым и иным обязательствам, бюджетной дисциплины, создание эффективной системы бюджетного федерализма, проведение эффективной технической политики, направленной на поддержку и развитие научного, производственного и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д.
• Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, блокирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с последующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации первоочередных социальных и научно-технических программ.
Составными частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный механизм; бюджетная политика; антимонопольное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования. Все эти части надо рассматривать как единое целое. Выхватывая что-то одно, нельзя прийти к позитивному результату - выводу страны из кризиса, последующему росту производства, стимулирова-
нию инвестиционных процессов. Ниже раскрываются исходные принципы формирования нового экономического механизма. Их детализация и конкретизация явятся предметом специального изучения .
Налоги - одно из самых важных государственных ограничений, влияющих на стремление людей работать эффективно и вкладывать капитал в развитие производства. Действующая российская налоговая система - классический пример обратного. Поставив в невыгодное положение работающее население и делая продукцию дорогостоящей, эта система ограничивает участие людей в производстве материальных благ и духовных ценностей. В такой экономике никогда не будет достаточных ресурсов для эффективных преобразований.
Продолжается политика интенсивного обложения налогами труда или, более точно, того, во что он обходится производителям и обществу в целом (заработная плата, различного рода начисления на заработную плату, налог на добавленную стоимость и прибыль и т.д.). Между тем ясно, что важны такие налоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают увеличения себестоимости и цен, не допускают автоматического их перекладывания на плечи потребителя по всей воспроизводственной цепи и тем самым сдерживают инфляцию. Указанному условию не удовлетворяют любые налоги, прямо или косвенно связанные с различными вариантами обложения заработной платы. По тем же соображениям неприемлем и налог на добавленную стоимость. Указанные налоги в условиях монополизированной и технологически отсталой экономики способствуют искусственному росту цен и тем самым, как показывают модельные расчеты, приводят к резкому усилению инфляции.
По критериям мирового рынка, значительная часть российской обрабатывающей промышленности неконкурентоспособна. Несмотря на это, и здесь сохраняется старая система налогов. В результате в структуре затрат на производство конечной продукции обрабатывающего комплекса налоги составляют около 40%. Не следует удивляться, что по многим видам промышленной продукции внутренние цены вплотную подошли к мировым, а в отдельных случаях их уже перешагнули. И это при сравнительно низком ее качестве.