Инвестиционная политика

Ущербность реального статуса российских предприятий проявлялась в том, что их обязательства не признавались в качестве обращающихся документов и не принимались в качестве средства платежа. Этим, в ча­стности, объясняется отсутствие у нас вексельного обращения, на кото­рое приходится большая часть долгового финансирования бизнеса в за­падных странах.

Обеспечение инвестиционной активности предпринимательской дея­тельности означает, что если объем инвестиций в развитие производства начинает увеличиваться, ускоряется обновление производственного ап­парата, увеличиваются вложения в развитие исследований и опытно-конструкторских разработок, по крайней мере, не сокращается доля бюджетных ассигнований на развитие фундаментальной науки в ВВП, замедляется или прекращается вовсе отток отечественного капитала за границу и т.д., то реформы идут в правильном направлении. Если же это­го нет, то нет и созидательной, творческой сути реформ.

С этой целью необходимо обеспечить эффективное управление эко­номикой. Это означает повышение исполнительской дисциплины, обес­печение стабильно высокого уровня сбора налогов и податей, полной ответственности государства по всем своим финансовым и иным обяза­тельствам, бюджетной дисциплины, создание эффективной системы бюджетного федерализма, проведение эффективной технической поли­тики, направленной на поддержку и развитие научного, производственно­го и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д.

• Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, бло­кирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкурен­тоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с после­дующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации перво­очередных социальных и научно-технических программ.

Составными частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный механизм; бюджетная политика; антимонополь­ное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования. Все эти части надо рассматривать как единое целое. Выхватывая что-то одно, нельзя прийти к позитивному результату - выво­ду страны из кризиса, последующему росту производства, стимулирова-

нию инвестиционных процессов. Ниже раскрываются исходные принципы формирования нового экономического механизма. Их детализация и кон­кретизация явятся предметом специального изучения .

Налоги - одно из самых важных государственных ограничений, влияющих на стремление людей работать эффективно и вкладывать ка­питал в развитие производства. Действующая российская налоговая сис­тема - классический пример обратного. Поставив в невыгодное положе­ние работающее население и делая продукцию дорогостоящей, эта сис­тема ограничивает участие людей в производстве материальных благ и духовных ценностей. В такой экономике никогда не будет достаточных ресурсов для эффективных преобразований.

Продолжается политика интенсивного обложения налогами труда или, более точно, того, во что он обходится производителям и общест­ву в целом (заработная плата, различного рода начисления на заработ­ную плату, налог на добавленную стоимость и прибыль и т.д.). Между тем ясно, что важны такие налоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают увеличения себестоимости и цен, не допускают автома­тического их перекладывания на плечи потребителя по всей воспроиз­водственной цепи и тем самым сдерживают инфляцию. Указанному усло­вию не удовлетворяют любые налоги, прямо или косвенно связанные с различными вариантами обложения заработной платы. По тем же сооб­ражениям неприемлем и налог на добавленную стоимость. Указанные налоги в условиях монополизированной и технологически отсталой эко­номики способствуют искусственному росту цен и тем самым, как показы­вают модельные расчеты, приводят к резкому усилению инфляции.

По критериям мирового рынка, значительная часть российской обра­батывающей промышленности неконкурентоспособна. Несмотря на это, и здесь сохраняется старая система налогов. В результате в структуре за­трат на производство конечной продукции обрабатывающего комплекса налоги составляют около 40%. Не следует удивляться, что по многим видам промышленной продукции внутренние цены вплотную подошли к мировым, а в отдельных случаях их уже перешагнули. И это при сравни­тельно низком ее качестве.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Разделы